Зачем в Москве передвинули здание водонапорной башни XIX века


Жизнь в Москве никогда не стоит на месте, даже дома здесь иногда – «в движении», но почему, а главное как переносят здания весом в несколько тонн? Рассказываем.

Сегодня в Москве передвижкой зданий занимаются гораздо меньше, чем в начале прошлого века. Последний раз сохранение здания таким образом проводилось 40 лет назад. Сейчас стройки предпочитают вести на свободных участках или заниматься реорганизацией бывших промышленных зон. Поэтому передвижка здания в июле 2020 года стала настоящим событием для москвичей — это проходило на стройплощадке микрорайона «Шереметьевский» (девелопер ПИК).

Будущий микрорайон находится на ул. Складочная, вл. 6, на территории бывшего компрессорного завода «Борец». Здесь появятся 15 жилых домов, три детских сада, школа, поликлиника, подземные паркинги. Кроме того, на этой территории расположено несколько исторических зданий, которые ПИК планирует сохранить и вписать в окружающую застройку.

«В 2018 году совместно с ГУП «Специализированная дирекция объектов культурного наследия» мы провели историко-культурные исследования, которые позволили определить степень ценности и сохранности зданий. Совместно с застройщиком было принято решение перемещать исторические объекты по подготовленным путям с помощью планомерной работы домкратов», – пояснил исполнительный директор проектного бюро «АПЕКС» Александр Мамаев.

По словам вице-президента, директора Дирекции по Москве Группы ПИК Ивана Поландова, водонапорную башню, модельную мастерскую и сборочный корпус, построенные в конце XIX века, передвинут на 100 метров в южную сторону участка.

«Башню отделили от фундамента, подняли на 3,5 метра и укрепили металлическими поясами. Затем под нее подвели железобетонную плиту и стали постепенно сдвигать с места. Сейчас башню передвинули на 30 метров. ПИК сохранит и другие корпуса – модельную мастерскую и сборочный цех. Их разделят на несколько частей, а после завершения строительства проекта снова «соберут» под контролем реставраторов», – пояснил Иван Поландов.

Для подъема и перемещения башни использовались гидравлические домкраты. Стены и фундаменты резали алмазным оборудованием. В процессе участвовует более 100 человек. Работа от начала до конца контролируется специалистами.

«ПИК – компания с самым большим архитектурным бюро в Европе, у нас есть многолетняя экспертиза и опыт. В Москве практически не существует прецедентов, когда девелопер таким образом интегрирует историческую архитектуру в современный жилой комплекс. Мы привлекли архитекторов и реставраторов высочайшего уровня, у нас есть собственная большая команда специалистов, ресурсы и возможности, чтобы воплотить такой сложный и уникальный проект в жизнь», – отметил Иван Поландов.

Он добавил, что работы начались в середине июля, а завершить передвижение зданий планируется до конца 2020 года.

С чего все начиналось 

Передвижкой зданий в Москве стали заниматься еще в конце XIX века. Во время расширения пути Николаевской железной дороги (сейчас Октябрьская) под снос попадал двухэтажный особняк весом 1,6 тыс. тонн. Кирпичное здание удалось сохранить, передвинув его на 100 метров. 

Позже, спустя несколько десятилетий, уже в советской Москве началась глобальная реконструкция города. Под снос попадали многие жилые и нежилые здания, но, благодаря методу передвижке сооружений, бóльшую часть зданий удалось спасти. Тогда, в 30-е годы XX века, произошел «бум» передвижки, а возглавлял ее инженер-строитель Эммануил Гендель.

Эммануил Матвеевич Гендель родился в 1903 году и прожил 91 год. Он был крупнейшим специалистом в редкой области – передвижке и выпрямлении зданий и сооружений. Благодаря ему в Москве сохранены многие памятники архитектуры. За 70 лет активной работы Эммануил Гендель реализовал более 80 крупных проектов по всей территории Советского Союза и за рубежом. 

Дебют Эммануиля Матвеевича по передвижке здания состоялся в октябре 1935-го. Всего за 25 (по другим сведениям – за 36) дней под его руководством переносили фидерную подстанцию – небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Это было необходимо в связи с переносом трамвайных путей с Тверской улицы на 2-ю Брестскую. Тогда «пробную» передвижку выполнил Метрострой.

Затем, в 1936 году, была создана специальная контора «Трест по передвижке и разборке зданий», а уже в январе 1937 года рабочие треста передвинули домик Апрелевского завода грампластинок, возле станции Апреелевка Киевского направления Московской железной дороги. Здание весило 690 тонн.

В 1938 году в газете «Известия» вышла статья Генделя «Дом передвигается на новое место». В ней он делится опытом и прогнозами по передвижке столичных зданий.

«Заимствовать заграничный опыт мы не могли. Иностранные фирмы, ведущие эту работу, держат в секрете основные конструктивные элементы и расчеты. Пришлось до всего добираться самим, проверять на опыте правильность инженерно-математических выкладок. Сейчас можно сказать, что дело передвижек домов мы вполне освоили», – писал Гендель.

Эммануиль Матвеевич контролировал передвижку десятков московских зданий, среди них:

  • пятиэтажный жилой дом № 77 по Садовнической улице в связи с перемещением трассы Садового кольца при строительстве Большого Краснохолмского моста (1937 год);
  • памятник архитектуры – Саввинское подворье. Передвинули вглубь квартала по Тверской. Здание массой в 23 тыс. тонн (крупнейшее в мировой практике) перемещено без отселения жильцов за одну ночь (1939 год);
  • здание Моссовета передвинули вглубь квартала по Тверской (1940 год);
  • Глазная больница «переехала» с Тверской в Мамоновский переулок. Сложнейшая операция с разворотом здания и надвижкой на заранее построенный первый этаж (1940 год) и др.

«С каждым годом объем наших работ непрерывно растет. Расширение улиц, реконструкция площадей, прокладка новых магистралей потребуют от нас передвижки десятков жилых и общественных зданий. Передвижка домов, несомненно, найдет широкое применение и в других городах Союза», – отмечал тогда в статье Эммануил Гендель.

Источник

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *