Станции с долгой историей: что объединяет «Суворовскую», «Южный порт», «Технопарк», «Спартак» и «Беломорскую»


В Москве не только строят новые линии метро и продлевают существующие, но и встраивают станции в действующие ветки. Где строят такие станции и как «вживляют» в действующий организм метро – в материале.

Станция метро «Суворовская»

«Суворовская» станет 13-й станцией на Кольцевой линии метро. Она расположится между «Новослободской» и «Проспектом Мира» и будет пересадочной на «Достоевскую» Люблинско-Дмитровской линии.

«Суворовская» откроется на территории района Мещанский в центре столицы. Станционный комплекс расположится вдоль Суворовской площади (отсюда и его название), в районе примыкания к ней улиц Самотечной, Дурова, и под Екатерининским сквером. Станцию планировалось построить еще в 1988 году, тогда же и был забит первый колышек, но из-за смены проекта, а затем недостатка финансирования стройку законсервировали.

Однако мэр Москвы Сергей Собянин принял решение построить «Суворовскую», тогда станцию внесли в Адресную инвестиционную программу. Как рассказывают специалисты, все, что связано с внедрением в действующий организм метрополитена – сложный процесс.

Для того чтобы построить «Суворовскую» необходимо сначала сделать обходные тоннели, на которые будет перенаправлено движение поездов Кольцевой линии, а затем будет сооружаться станционный комплекс, после чего произойдет присоединение к действующей линии.

Сложности, безусловно, есть, этим и обусловлен пятилетний срок строительства, который обозначил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. Однако с учетом расчета будущего пассажиропотока «Суворовской» и удобства пересадки с Кольцевой на салатовую ветку это строительство экономически обоснованно.

«Станция будет строиться в непосредственной близости к действующему метро, в так называемой технической зоне. И практически все строительные работы проведут вручную. Здесь не предусмотрено применение машин и тоннелепроходческих щитов. Работы будут вести максимум буровзрывным способом, а в технической зоне – только отбойным молотком и только ручным трудом, чтобы не нарушить конструкции действующего метро», – отметил Андрей Бочкарёв.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Активное строительство станции стартует после переключения движения поездов на временную схему по двум дополнительно построенным обходным тоннелям длиной порядка 900 метров.

Станция метро «Южный порт»

Еще одна станция, которая расположится на действующей ветке метро, – «Южный порт». Она необходима для транспортного обслуживания делового кластера, формирующегося на этой территории.

«Это сложный проект. Нам предстоит построить станцию на действующем перегоне Люблинско-Дмитровской линии между станциями «Кожуховская» и «Печатники», – рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Разработку проектной документации для строительства станции метро «Южный порт» планируется завершить в 2024 году. Строителям и проектировщикам предстоит решить сложную технологическую задачу.

«Фактически надо «посадить» станцию на действующий радиус с интенсивным пассажиропотоком. Хотя это и осложняет задачу, уверен, что этот проект по силам нашим специалистам», – подчеркнул Андрей Бочкарёв.

Что уже построили?

Практика возводить станции на действующих линиях метро не новая. С 2011 года в Москве были построены и открыты станции «Спартак» Таганско-Краснопресненской линии, «Технопарк» и «Беломорская» Замоскворецкой ветки.

«Аэрополе», «Волоколамская»… «Спартак»

Строительство станции «Спартак» на Таганско-Краснопресненской ветке метро началось в 1975 году одновременно с сооружением участка «Октябрьское поле» – «Планерная». Ее возводили на участке между «Тушинской» и «Щукинской».

Сначала она имела названия «Аэрополе», затем «Волоколамская». Планировалось, что станция будет обслуживать жителей микрорайона, который должен был расположиться на месте Тушинского аэрополя. Строители успели построить платформу с колоннами, без выходов на поверхность.

Дизайн станции предполагал серо-желтую облицовку с синей мозаикой вдоль путей с колоннами из коричневого гранита, заканчивающегося у свода медными фресками в виде куполов Волоколамского кремля. Позже власти отказались от строительства микрорайона, недостроенную станцию законсервировали.

«Волоколамская» – она же «Спартак» – стала самой известной станцией-призраком столичного метрополитена. Ее часто посещали любители экстремальных ощущений, в результате администрация метрополитена была вынуждена усилить меры безопасности на объекте.

Станцию периодически отмечали на перспективных схемах развития, однако всерьез о завершении ее строительства заговорили лишь во второй половине 2000-х годов, когда на Тушинском аэродроме приступили к строительству футбольного стадиона «Открытие Арена».

Подготовительные работы по строительству станции стартовали лишь в конце 2012 года. На пустыре возле стадиона выделили и огородили стройплощадку, провели исследование грунта. В середине января 2013 года начали разрабатывать котлован под северным вестибюлем станции, а затем под южным.

В марте была огорожена платформа, а в середине апреля платформы были уже готовы, а в мае того же года провели работы в центральном зале. В феврале 2014 года станцию соединили с двумя построенными вестибюлями. К этому времени уже были готовы кассовый зал и служебные помещения, а строительство наземного северного вестибюля продолжалось.

Основная стройка завершилась в июле 2014-го. 11 августа 2014 года станция «Спартак» начала полноценную работу по обслуживанию пассажиров метрополитена. До этого момента она использовалась частично: поезда замедляли ход, проходя мимо строящейся станции, либо на время останавливались, а в отдельных вагонах открывали входные двери.

Генеральным подрядчиком объекта стала инжиниринговая компания «Мосинжпроект». Строительство станции заняло полтора года.
 

Станция «Технопарк» в бывшей промзоне «ЗИЛ»

Станция метро «Технопарк» на Замоскворецкой линии открылась 28 декабря 2015 года. Перегон между «Автозаводской» и «Коломенской» длинный, потому что здесь еще в 1970-х годах планировали построить станцию «Парк имени 60-летия Октября». Однако этот план не был реализован – жилой застройки поблизости не было, поэтому и необходимости в станции на тот момент не возникло.

Она появилась позже вместе с проектом технопарка Nagatino i-Land, включающим апартаменты, бизнес-центр, гостиницу, торговый центр и ряд развлекательных заведений. Этот проект стал вторым по масштабу после делового центра «Москва-Сити».

Проект станции был разработан в 2004 году как часть проекта застройки территории бывшего завода им. Лихачева в Нагатинской пойме с созданием городского технопарка «Нагатино-ЗИЛ» (Nagatino I-Land). Начать строительные работы планировалось в 2007-м, а завершить в 2009 году.

Открытие было перенесено на 2013-й, но в итоге к строительству станции вернулись только в 2013 году. «Технопарк» находится между действующими «Автозаводской» и «Коломенской». На станции расположены две боковые платформы, то есть пути проходят посередине, а платформы – по краям.

По конструкции станция схожа с «Кунцевской» на синей линии. В октябре 2013 года мэрия Москвы представила доработанный проект, по которому станция стала открытой. К платформе пристроили два наземных вестибюля с пешеходными мостиками. На крыше станции для ее естественного освещения смонтирован стеклянный купол. Длина платформ составляет 163 метра, ширина – 4,5 метра.

Станция «Технопарк» стала ключевым транспортным узлом для бывшей территории ЗИЛа. Она обслуживает не только Nagatino i-Land, но и крупные жилые кварталы, а также обеспечила доступ к парку развлечений «Остров мечты».

Станция «Беломорская»

Станцию «Беломорская» на Замоскворецкой линии метро открыли в 2018 году. Она тоже имеет непростую судьбу. Жители прилегающих районов ждали ее несколько лет. И хотя у этой стройки были противники, проект все же был реализован.

Изначально продление Замоскворецкой линии метро от станции «Сокол» планировалось еще в 1938 году. Правда, тогда собирались вести линию строго вдоль Ленинградского шоссе, не отклоняясь. При этом всего предусматривалось три станции после «Сокола» – «Братцево», «Северный речной вокзал» и «Химки».

Строительство станции в районе будущей Беломорской улицы не планировали, так как в то время это был неосвоенный пригород Москвы с преимущественно сельской застройкой. Но затем ситуация изменилась – территория начала активно застраиваться жильем, тогда и возникла необходимость в станции метро.

В конце 2013 года власти Москвы утвердили проект планировки участка Замоскворецкой линии метро от станции «Речной вокзал», в рамках которого должны были появиться две станции: «Беломорская» и «Ховрино». В определенный период времени были планы по запуску движения на обеих станциях одновременно, однако через несколько месяцев строительство «Беломорской» было решено отложить, так как при проектировании выяснилось, что на этом месте сложные грунты.

Некоторые жители района Левобережный выступили против строительства. Но после сообщения об отмене стройки другая группа жителей района начала сбор подписей под обращением к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой возобновить работы. В результате московские власти приняли решение не отказываться от станции, а приостановить стройку до 2018 года.

После открытия станции «Ховрино» строительство «Беломорской» осложнилось тем, что работы можно было вести только два часа в день. Для ускорения строительства «Беломорской» станция «Ховрино» закрывалась в 23.00 вместо часа ночи. Станцию строили по уникальной технологии top-down. Она позволяет продавливать грунт и формировать котлован, не создавая неудобства местным жителям.

По этой технологии внутри котлована возводят временные или постоянные опоры, поддерживающие перекрытия подземной части объекта. Работы в котловане ведут через специальные технологические проемы. Временные опоры, которые поддерживают перекрытия, демонтируют после возведения несущих стен или постоянных колонн.

Источник

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *