Ряд притоннельных сооружений Троицкой линии метро строят с помощью стволопроходческого комплекса


При строительстве притоннельных сооружений Троицкой линии метро используется специальный стволопроходческий комплекс (СПК), позволяющий оптимизировать время и ресурсы, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«На стройплощадке между будущими станциями «Академическая» и «Вавиловская» Троицкой линии метро ведется монтаж стволопроходческого комплекса для устройства вентиляционного ствола глубиной свыше 40 метров», – сказал Андрей Бочкарёв.

По его словам, это оборудование применяется для экономии времени и трудозатрат при сооружении ряда технических объектов метро, в частности, вентиляционных и водоотливных стволов диаметром 6 или 8 метров, и позволяет оперативно выполнить вертикальную проходку даже в обводненных грунтах без их заморозки.

«Другое очевидное достоинство подобной техники – возможность ее применения в ограниченных условиях площадки строительства за счет компактности и удобства системы внешнего управления», – добавил Бочкарёв.

В Москве строится новая радиальная линия метро – Троицкая. На ней будет 17 станций. Она пройдет от станции «ЗИЛ» и дойдет до Новой Москвы.

Запуск этой ветки положительно скажется и на дорожной сети в районах, примыкающих к новым станциям метро: сократится путь между центральными и юго-западными районами Москвы и территориями Новомосковского и Троицкого округов (ТиНАО).

Назад

Без этой ветки столичная подземка не справится с растущими нагрузками: через несколько лет жители районов Академический, Гагаринский и Ломоносовский просто не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий. Поскольку транспортная инфраструктура этих станций не справится с постоянно увеличивающимся количеством пассажиров метро.

Назад

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства линий и станций московского метро) Юрий Кравцов рассказал, что благодаря этим факторам СПК задействуют сразу на нескольких стройплощадках центрального участка Троицкой линии метро, строящегося в зоне плотной городской застройки.

«Специальный стволопроходческий комплекс будет применен при сооружении стволов вентиляционной шахты и водоотливной установки на перегоне «Академическая» – «Вавиловская» и еще одной вентшахты между «Академической» и «Крымской». Ранее с помощью СПК были созданы четыре вентиляционных ствола на первом участке Солнцевской линии между «Деловым центром» и «Парком победы» на глубине от 30 до 70 метров», – уточнил Юрий Кравцов.

Глава инжинирингового холдинга пояснил, что такие стволопроходческие комплексы используются для строительства вертикальных стволов вентиляционных шахт глубиной более 25 метров и диаметром 6 либо 8 метров, что позволяет избежать необходимости заморозки грунтов и тем самым сэкономить время. Их управление автоматизировано и осуществляется дистанционно: машина контролируется с помощью датчиков, показания от которых передаются на пульт управления.

Также он отметил, что на центральном участке Троицкой линии продолжается проходка перегонных тоннелей между станциями «Академическая» и «Крымская», где шестиметровые ТПМК «Наталия» и «Светлана» прошли порядка 90% запланированного маршрута, а также между станциями «ЗИЛ» и «Крымская», где щиты «Александра» и «Софья» преодолели свыше двух третей пути.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами. 

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. 

Назад

Всего на строящейся Троицкой линии подземки в зоне ответственности «Мосинжпроекта» девять станций двух участков, находящиеся в активном строительстве: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Корниловская».

В перспективе Троицкая линия метро длиной 40 км соединит платформы Московского центрального кольца (МЦК) с городским округом Троицком, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы.

Ожидаемый ежедневный пассажиропоток – около 100 тысяч человек в сутки. Около новых станций проживает примерно 1,5 млн человек, а еще несколько сотен тысяч здесь работают или учатся.

В 2023 году ГК «Мосинжпроект» отмечает 65-летие. С 2011 года при участии компании построено и введено в эксплуатацию 75 станций, свыше 160 км путей и 11 электродепо.

  

Источник

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *