Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах


Московское метро – один из самых эффективных и красивых видов транспорта в мире. В российской столице метрополитен строится активно – с 2011 года было открыто 100 новых станций, включая линию «наземного метро» – Московское центральное кольцо (МЦК).

Первые предложения по строительству метро в Москве появились еще в 1875 году. Однако решение о создании столичной подземки приняли только в 1931-м. Через четыре года ударной стройки «поехала» первая линия – Сокольническая. 

С 1955 года упор в развитии метро был сделан на увеличение темпов строительства за счет снижения стоимости строительства станций. На каждую из них стали выделять определенную сумму, в которую необходимо было уложиться. В последующие годы стала активно внедряться концепция радиусов, соединенных только с Кольцевой линией подземки. 

В постсоветский период темпы строительства метро заметно снизились из-за сокращения его финансирования. 

Сейчас темп развития подземки в Москве набрал колоссальные обороты: создаются новые линии, продляются существующие диаметры, формируются новые пересадочные контуры, а транспортный каркас столицы активно меняет свою форму.

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Цитата

«Ввод новых станций и линий метро делает город ближе для его жителей и гостей. У них появляются десятки новых вариантов для поездок и пересадок», –

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Сергей Собянин

Мэр Москвы

За последние 11 лет в Москве открыли новые станции на следующих ветках:

  • Люблинско-Дмитровская – 9;
  • Сокольническая – 7;
  • Замоскворецкая – 4;
  • Таганско-Краснопресненская – 4; 
  • Бутовская – 2; 
  • Калининская – 1; 
  • Арбатско-Покровская – 1
  • МЦК – 31. 

Были полностью сформированы абсолютно новые ветки метро: Некрасовская линия (7 станций), Солнцевский радиус (12 станций), «полукруг» Большой кольцевой линии (22 станции). Итого – 100 станций. 

Замкнуть (БКЛ) планируется в ближайшее время. Новое московское метропольцо – Большая кольцевая линия  это главный проект столичного метростроения: на кольце длиной более 70 км будет действовать 31 станция.

Именно на БКЛ в 2021 году состоялся самый масштабный единовременный пуск – москвичи получили к Новому году подарок в виде девяти новых и одной реконструированной станции.

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, за последние годы столица сделала настоящий прорыв в развитии метро.

Цитата

«Сеть столичной подземки выросла в полтора раза. За это время для строительства новых и продления действующих линий пройдено свыше 215 км тоннелей, на этих работах задействовали 36 тоннелепроходческих механизированных комплексов – 32 диаметром шесть метров и четыре десятиметровых щита-гиганта», –

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Андрей Бочкарёв

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Кстати, впервые ТПМК в России применили в 1931 году – при строительстве первого участка столичной подземки. В 1935 году парк машин насчитывал уже 42 единицы. Тогда они были немеханизированными и требовали ручного труда – рабочие разрабатывали и сгружали породу в вагонетки, которые вручную перемещали по тоннелю.

В марте 2020 года инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» –генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций столичного метро – установил мировой рекорд, зафиксированный судьей Гиннесса: в режиме проходки находились одновременно 23 щита.

Помимо станций и линий метро, в Москве строятся электродепо для обслуживания подвижного состава подземки. С 2011 года в столице реконструировали и построили 11 депо. 

Возведены шесть таких объектов: «Митино», «Братеево», «Лихоборы», «Солнцево», «Руднёво» и первый этап депо «Нижегородское». Также пять электродепо реконструировано: «Печатники», «Планерное», «Сокол» и первые этапы депо «Владыкино» и «Выхино». Благодаря этому в Москве создано около 8 тыс. рабочих мест. 

Стройка зовет

С 2023 по 2025 год включительно в городе планируется завершить строительство 18 станций, двух электродепо и 38,9 км путей метро. 

Цитата

«Новые участки будут достроены на Солнцевской, Сокольнической, Люблинско-Дмитровской линиях, появится новая Троицкая ветка метро, а также станция «Суворовская» на Кольцевой линии. Помимо этого, прорабатывается возможность начала строительства Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий», –

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Андрей Бочкарёв

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Троицкая линия метро уже строится. Новая радиальная ветка столичной подземки длиной порядка 40 км будет включать 17 станций. Она дойдет от станции «ЗИЛ» до Новой Москвы.

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Сейчас активно создаются два участка: центральный – со станциями «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская», а также отрезок между БКЛ метро и Коммунаркой, на котором расположатся платформы «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Мамыри». Последняя станция по итогам голосования москвичей на портале «Активный гражданин» получит название «Корниловская».

Помимо этого, в планах – создание еще одной станции Кольцевой линии метро – «Суворовской». Недавно был утвержден проект станции. Она разместится под Суворовской площадью на перегоне между «Новослободской» и «Проспектом Мира» и станет пересадочной на «Достоевскую» салатовой линии.

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

«Суворовская» улучшит транспортную доступность спорткомплекса «Олимпийский», который сейчас реконструируется, а также районов Мещанский, Тверской и Марьина Роща, где проживает более 200 тыс. москвичей. 

В ближайшее время завершится мегапроект по созданию БКЛ метро. Запуск новой транспортной системы имеет колоссальное значение для градостроительного развития Москвы: новое кольцо подземки стимулирует рост районов, которые расположены в зоне его влияния, а также послужит мощнейшим фактором развития этих территорий и повышения их градостроительного потенциала.

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Люблинско-Дмитровская продлевается на север. Здесь разместится еще три станции: «Лианозово», «Яхромская» и «Физтех». Также салатовый радиус планирует пополниться станцией «Южный порт», которая расположится на перегоне между «Кожуховской» и «Печатниками». 

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Сокольническая ветка протянется дальше в Новую Москву, конечной станет станция «Потапово».

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Метро придет в аэропорт «Внуково», когда на Солнцевской ветке завершится строительство нового участка со станциями «Пыхтино», «Аэропорт Внуково» и метромостом через реку Ликова. 

Лидеры метростроения: как развивается подземка в Москве и мировых мегаполисах

Метро в мире

По состоянию на январь 2021 года, в 205 мировых городах 61 страны действуют метрополитены.

Самой длинной в мире сетью подземки считается Шанхайское метро – общая длина линий там превышает 800 км. Здесь же самый высокий годовой пассажиропоток. 

Национальная комиссия по развитию и реформам утвердила план строительства городской сети метро в Шанхае на 2018-2023 годы. Согласно ему, ожидается, что строительство пяти новых линий метро (и двух веток пригородной железной дороги), а также двух участков существующих – займет от пяти до шести лет. Работы планируется начать до 2023 года. 

Китай является самой густонаселенной страной мира с самой масштабной системой метро. Протяженность метрополитена всего КНР насчитывает 8,6 тыс. км и 250 линий, а также свыше 5 тыс. станций. Ежегодно здесь открываются десятки станций подземки в разных городах. 

Например, в декабре 2021-го жители Пекина получили предновогодний подарок в виде 58 км новых линий метро, где открылось более 30 станций. 

Еще один мегапроект мирового метростроения – создание метрополитена в Эр-Рияде – столице Саудовской Аравии. Это будет вторая система подземки в стране после метро Мекки. Здесь запланировано создание трех очередей метро с шестью линиями общей длиной свыше 170 км. В центре оно будет подземным, а за его пределами – надземным. На всех станциях (их появится более 80) установят платформенные раздвижные двери.

Проектирование первой очереди метро в Эр-Рияде стартовало осенью 2009 года и завершилось в 2013-м, через год началось строительство. Изначально планировалось открыть метрополитен в 2021 году, но теперь поэтапный ввод станций намечен конец 2022-2023 годов.

Дубай – крупнейший город Объединенных Арабских Эмиратов – также имеет масштабные планы по строительству метро. Сейчас там работают всего две линии с более 50 станциями. Длина системы подземки составляет около 90 км.

Дубайское метро открылось в 2009 году, сейчас для жителей и туристов функционируют Красная и Зеленая линии. Особенность подземки этого города в том, что электропоезда здесь ездят в автоматическом режиме – без машинистов.

На станциях размещены эскалаторы, раздвижные платформенные двери, а в переходах – траволаторы. Пути метро проходят по виадукам, а в центре города – под землей.

Задумывалось, что метро Дубая пополниться еще двумя линиями – Голубой и Пурпурной, однако план был сокращен. Сейчас дубайские власти рекламируют контракты на продление существующих линий метро более чем на 20 км. Так, на Зеленой ветке может появиться 20,6 км новых путей и 11 станций, а Красную намечено продлить на 3,5 км.

Источник

Erenbur

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *