Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%


Готовность основных монолитных конструкций четырех станций юго-западного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метро составляет около 75%, сообщил заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Андрей Бочкарев.

«На всех участках однопутных тоннелей выполнен монтаж верхнего строения пути. Ведется проходка двухпутного тоннеля от станции «Давыдково» до «Аминьевского шоссе», а на станциях «Мичуринский проспект», «Аминьевское шоссе» и «Проспект Вернадского» ведется монтаж тягово-понизительных подстанций», – сказал Андрей Бочкарев.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

Глава Стройкомплекса добавил, что в декабре 2019 года завершено строительство всех однопутных тоннелей на юго-западном участке БКЛ от «Улицы Новаторов» до «Аминьевского шоссе». В августе 2020 года 10-метровый тоннелепроходческий щит (ТПМК) «Надежда» приступил к проходке заключительного двухпутного тоннеля на юго-западе БКЛ.

По словам генерального директора АО «Мосинжпроект» (управляющей компании по строительству новых линий и станций московского метро) Юрия Кравцова, на всех станциях юго-западного участка БКЛ развернуты активные работы.

«На станции «Аминьевское шоссе» ведутся архитектурно-отделочные работы в зоне вестибюля и платформенного участка. Завершаются монолитные работы по наклонным ходам, выполняется монтаж эскалаторов в вестибюле. На станции «Проспект Вернадского» идет монтаж внутренних инженерных систем, отделка служебных помещений. Также на 50% смонтировано эскалаторное оборудование», – пояснил Юрий Кравцов.

Он добавил, что на станциях «Мичуринский проспект» и «Давыдково» началась отделка платформ.

Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москве относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро. 

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запуск улучшил транспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ — «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания, находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани, и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Бочкарев: основные конструкции станций юго-западного участка БКЛ готовы на 75%

Назад

Юго-западный участок включает станции «Проспект Вернадского», «Мичуринский проспект», «Аминьевское шоссе» и «Давыдково». Его ввод улучшит транспортное обслуживание районов Очаково-Матвеевское, Раменки, Проспект Вернадского и позволит сократить время на поездку пассажиров по городу на 10-15 минут.

Кроме того, за счет снижения интенсивности движения транспорта, в том числе по Аминьевскому шоссе, ул. Удальцова, Мичуринскому проспекту и проспекту Вернадского, улучшится экологическая ситуация в районах.

Напомним, Большая кольцевая линия – самый масштабный проект в истории московского метростроения. Его длина составит 70 км.

Новое кольцо столичной подземки объединит периферийные районы города и сократит время в пути в два раза.

18 марта 2020 года в Москве судьей Guinness World Records был зафиксирован мировой рекорд по числу одновременно работающих на строительстве метро тоннелепроходческих щитов.

Какие станции метро построят в Москве до конца 2022 года – в спецпроекте портала Стройкомплекса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *